Основные правила наложения транспортной шины при переломе костей голени

а) фиксация не
менее двух суставов, соседних с местом
перелома;

б) наложение
ватно-марлевых прокладок на костные
выступы, подвергающиеся наибольшему
давлению;

в) придание по
возможности физиологического по­ложения
поврежденной конечности (уравновешивание
мышц-антагонистов, что предупреждает
дальнейшее смещение отломков);

г) предварительное
наложение жгута и асептической давящей
повязки при открытых переломах,
сопровождающихся кровотечением.

Транспортная иммобилизация производится в зависимости от локализации повреждения.

1.
Транспортная иммобилизация при переломах
ключицы, лопатки и вывихе плеча
осуществляется лестничной или сетчатой
шинами, повязкой Дезо, косыночной
повязкой. Правильно наложенная повязка
Дезо имеет ряд преимуществ по сравнению
с шинами. Она предотвращает отвисание
плечевого пояса книзу и хорошо фиксирует
поврежденную конечность к туловищу
пострадавшего.

При наложении
повязки Дезо в подмышечную область
кладут ватно-марлевую подушечку.
Предплечье устанавливают под прямым
углом в локтевом суставе, ладонь обращают
к животу, руку плотно прижимают к груди.
Первые туры бинта ведут от здоровой
половины грудной клетки к больной.
Спиральными ходами прибинтовывают
плечо, затем от здоровой подмышечной
впадины бинт ведут косо вверх по передней
поверхности груди к надплечью больной
стороны, перекладывают через надплечье,
спускают вниз, огибают предплечье в
локтевом суставе, потом ведут косо вверх
к подмышечной впадине здоровой стороны.
Так повторяют несколько раз. Чтобы туры
бинта не спадали, повязку надо прошить
(рис. 61).

2.
Иммобилизация при переломах плечевой
кости
производится лестничной шиной (Крамера).
До наложения шины ее следует обложить
ватой или стеганой ватной подстилкой,
прогнуть в виде желоба и отмоделировать
по здоровой конечности. В среднем
положении между пронацией и супинацией
предплечья и сгибания его под углом 90°
в локтевом суставе по задней поверхности
поврежденной конечности накладывается
шина Крамера от пястно-фаланговых
сочленений до надплечья здоровой
стороны.

конечности мягким
марлевым бинтом. Руку дополнительно
подвешивают на косынке или прибинтовывают
к туловищу (рис. 62).

3.
Транспортная иммобилизация при переломах
костей предплечья
производится следующим образом.
Приготовленную и отмоделированную
лестничную или сетчатую шину накладывают
по задней поверхности от оснований
пальцев до верхней трети плеча. При этом
предплечью придают среднее положение
между пронацией и супинацией, а кисти
— небольшое тыльное сгибание.

Основные правила наложения транспортной шины при переломе костей голени

4.
Иммобилизация при переломе костей
лучезапястного сустава
кисти пальцев осуществляется лестничной,
сетчатой или фанерной шиной.

Кисти придают
полусогнутое положение, в ладонь кладут
ком ваты, обернутый марлей. Подкладку
из ваты и марли вкладывают на всем
протяжении шины. Шину накладывают на
ладонную или тыльную поверхность до
локтевого сустава и укрепляют спиральными
турами бинта.

5.
Транспортная иммобилизация при переломе
и вывихе бедра,
повреждении тазобедренного и коленного
суставов достигается путем наложения
специальных шин, в которых фиксация
сочетается с одновременным вытяжением
конечности. С этой целью чаще других
применяется транспортная шина Дитерихса.
Шина состоит из двух деревянных планок.

На верхних концах обе планки имеют
поперечные перекладины для упора в
подмышечную впадину и промежность.
Наружная (длинная) и внутренняя (короткая)
планки состоят из двух половин, что
позволяет в зависимости от роста
пострадавшего удлинять или укорачивать
шину. К внутренней планке на шарнирах
прикреплена деревянная дощечка с
отверстием для скрепления дистального
конца планок. Кроме того, имеется
деревянная планка, имеющая форму подошвы
и палочки — закрутки с двойным шнуром.

а) боковые планки
подгоняют по размерам поврежденной
нижней конечности, закрепляя обе половины
их так. чтобы наружная планка упиралась
в подмышечную впадину, а внутренняя —
в промежность и с таким расчетом, чтобы
свободные концы планок выступали за
стопу на 10—15 см;

б) на костные
выступы (крыло подвздошной кости, большой
вертел, надмыщелки бедра, лодыжки) и на
тыльную поверхность стопы накладывают
ватные подушечки для предупреждения
пролежней и некроза;

в) деревянную
«подошву» плотно прибинтовывают к обуви
или стопе восьмиобразными ходами бинта;

г) накладывают
боковые планки и закрепляют их на груди
ремнем или тесемками, продетыми через
специаль­ные отверстия в планках,
внизу боковые планки закрепляют
поперечной дощечкой; к ноге шину пока
не прибинтовывают;

д) после укрепления
шины к туловищу приступают к вытяжению.
Для этого двойной шнур, укрепленный на
деревянной «подошве», пропускают через
отверстие в поперечной дощечке и
закручивают при помощи палочки-закрутки,
находящейся на нижней стороне поперечной
планки, чем и достигают вытяжения (рис.
64); вытяжение производят до тех пор, пока
поперечные перекладины, имеющиеся на
верхних концах боковых планок, не упрутся
плотно в подмышечную впадину и промежность,
а длина поврежденной конечности не
будет равна длине здоровой ноги;

е) для предупреждения
провисания конечности по задней
поверхности бедра и голени накладывают
фанерную или крамеровскую шину. Шины
плотно прибинтовывают к ноге круговыми
ходами бинта.

При отсутствии
стандартных транспортных шин для
иммобилизации переломов нижней конечности
прибегают к импровизированным шинам
(рис. 65) или к прибинтовыванию поврежденной
ноги к здоровой.

6.
Иммобилизация при переломах костей
голени
производится при помощи трех длинных
шин Крамера.

Одну
шину, соответственно подготовленную и
отмоделированную по контурам икроножных
мышц, ахиллова сухожилия и пятки по
здоровой конечности, накладывают по
задней поверхности от пальцев стопы до
средней трети бедра. Затем прикладывают
две боковые шины или одну у-образную и
фиксируют их круговыми турами бинта.
Стопа должна быть установлена под прямым
углом. С целью профилактики образования
пролежней необходимо на уровне лодыжек
и пятки применять ватно-марлевые
подкладки (рис. 66).

7
Транспортная иммобилизация при переломах
лодыжек голени и костей стопы
Стопу и голень обертывают ватой, которую
закрепляют спиральными турами бинта.
На костные выступ кладут ватные подушечки.
Лестничную или сетчатую шину после
моделирования накладывают по задней
поверхности голени от коленного сустава
до кончиков пальцев, фиксируют к
поврежденной конечности мягким бинтом
(рис. 67).

8. Иммобилизация
при переломах позвонков.

При оказания первой
помощи пострадавшим с переломами
позвонков следует соблюдать большую
осторожность, не допускания сгибания
позвоночника, что может вызвать или
усилить сдавление спинного мозга.

Транспортировать
больного с переломом позвоночника
независимо от уровня повреждения следует
в лежачем положении на спине, на плоских
жестких носилках. Для придания носилкам
указанных качеств необходимо поверх
полотна обыкновенных носилок устроить
подстилку, использую с этой целью
подручный материал (доски фанеру). На
жесткую подкладку носилок следует
положить сложенное в несколько слоев
одеяло.

При повреждении
шейного отдела позвоночника с целью
иммобилизации больному накладывают на
период транспортировки ватный «воротник
Шанца», состоящий из широкого, очень
толстого слоя ваты, который обертывают
вокруг шеи и прибинтовывают циркулярными
ходами мягкого бинта (рис.68).

В 1961 г. А. Н. Герасимов
предложил универсальную шину для
транспортировки больных при повреждении
головы и позвоночника.

Шину можно
накладывать на пострадавшего, не снимая
с него одежды.

Шина (рис. 69)
представляет собой деревянную раму, на
которой имеются пояс, два подмышечных
ремня и деревянный наголовник, состоящий
из подкладного круга и петли Глиссона.
Рама имеет длину 1 м, ширину 8 см, толщину
2,5—3 см. На всем протяжении рамы (как на
лыже) проходит полуовальный желоб
глубиной 1 — 1,5 см, шириной 2,5 см. Этим
желобом рама накладывается на область
остистых отростков позвоночника.

К
передней поверхности пояса пришиты два
ремня с пряжками, которые проходят по
ягодичной складке. Спереди пояс
застегивают тремя пряжками.

Два подмышечных
ремня, продетые в отверстия, сделанные
на раме, заходят в подмышечную область
и застегиваются спереди плечевых
суставов.

Наголовник
состоит из скользящей по раме деревянной
доски размером 30X30 см. К этой доске
прикреплена петля Глиссона, причем у
нее имеется только передняя лента,
охватывающая подбородок и прикрепляющаяся
к доске наголовника прочной резиной. К
доске-наголовника прикреплен подкладной
круг, который надувается перед наложением
шины. Подкладной круг служит хорошим
амортизатором. На рис. 70 показан конечный
этап наложения
шины.

9.
Транспортировка пострадавших с переломами
костей таза
в лечебное учреждение производится на
плоских непрогибающихся носилках. Для
этого обычные носилки оборудуют по тому
же принципу, что и для транспортировки
больных с переломом позвоночника. Ноги
пострадавшего следует согнуть в коленных
и тазобедренных суставах, положив с
этой целью под колени валик (положение
«лягушки») (рис. 71).

10.
Транспортировка пострадавших с
повреждениями головы
осуществляется с помощью шины Еланского
(рис. 72).

Общие правила наложения шины

Чтобы
создать неподвижность отломков костей,
шину нужно наложить так, чтобы стали
невозможными движения в двух соседних
суставах (выше и ниже места перелома).
Если длина имеющейся шины недостаточна,
то плотно связывают между собой несколько
коротких шин.

Острые
края и углы шины должны быть сглажены.
Металлическую шину перед наложением
изгибают по форме конечности.

Под
шину подкладывают мягкую под­стилку
(сено, солому, траву, листья, паклю, мох),
особенно в местах костных выступов,
чтобы не вызвать болей при транспортировке.
Оголенную часть тела обертывают толстым
слоем серой ваты. Рекомендуется заранее
сделать ватно-марлевые прокладки с
тесемками и прикрепить их к стандартной
шине. Если шину накладывают поверх
одежды и обуви, то мягкую подстилку
кла­дут только в области костных
выступов.

При
переломе ноги шину рекомендуется
накладывать с двух сторон.

При
открытых переломах нельзя прикладывать
шину к тому месту, где наружу выступает
сломанный конец кости (вправлять такие
отломки может только врач).

Повязки
поверх шин следует накладывать равномерно,
плотно, но не очень туго, чтобы при
транспортировке от сдавливания не
нарушилось кровообращение. Нельзя
прибинтовывать шину повязкой на уровне
перелома.

Шина – это инструмент фиксации, предназначенный для предотвращения и лечения травматических повреждений опорно‐двигательного аппарата.

Иммобилизатор при переломе может быть «профессиональным» (используется бригадой скорой помощи) и импровизированным (сооружается из подручных средств).

Главная задача наложения иммобилизатора при переломе конечности – сохранить и зафиксировать сломанные кости до поступления пострадавшего в больницу.

В медицине существует много шин, однако при переломах голени, стопы и бедра накладывают:

  1. шину Крамера;
  2. шину Дитерихса;
  3. импровизированную фиксацию.

Главные принципы наложения фиксатора и транспортной иммобилизации:

  1. Транспортируйте всегда с помощником: второй человек освободит вам руки и время на другие процедуры, например, остановку кровотечения.
  2. При переломе голени фиксируются минимум два сустава: голеностопный и коленный. В идеальном случае – три, включая бедренное сочленение.
  3. Поврежденная конечность должна быть прямой. Нога должна вытягиваться на всем протяжении. Если это невозможно – следует создать такое положение, при котором нижняя конечность повредится меньше всего.
  4. Иммобилизация должна проводится сразу после травмы.
  5. Иммобилизаторы можно накладывать поверх одежды.
  6. Если есть кровотечение – шиной нельзя закрывать кровоостанавливающий жгут.
  7. Фиксатор закрепляется мягкой тканью, которая не повредит коже.
  8. Если перелом открытый (рана, выпячивание частей кости), конечность фиксируют в том положении, в котором произошел перелом.
  9. Иммобилизатор не накладывается прямо на кожу: под части фиксатора подкладывается вата, полотенце или любая мягкая ткань.

Пошаговая методика наложения шины Крамера при переломе бедра, голени и стопы:

  1. Положите пациента на ровную поверхность.alt
  2. Разрежьте или разорвите одежду на нижней конечности. Старайтесь не повредить ногу лишний раз.
  3. Осмотрите область травмы. Убедитесь в наличии перелома или вывиха.
  4. Возьмите лестничную шину (длиной 120 см) и две дополнительные (длиной 80 см). Три шины оберните ватой или марлей.
  5. Приложите лестничную шину параллельно к стопе: пометьте размер от пятки до пальцев. Эту небольшую часть шины согните на 900 по отношению к основной части.
  6. На основную часть шины уложите ногу так, чтобы голень лежала на доске, а стопа упиралась в изогнутую на 900 часть.
  7. Вторая доска укладывается на наружную внешнюю сторону голени. Третья – укладывается на внутреннюю сторону голени.
  8. Попросите помощника придержать все три части.
  9. Возьмите эластичный бинт.Сделайте несколько полных оборотов бинтом вокруг голеностопного сустава. Достаточно 3–4 тура. Затем сделайте несколько туров вокруг стопы, плавно переходя на голеностоп и постепенно перемещаясь к коленному суставу. Закрепите бинт. Пострадавший готов к иммобилизации в стационар.

На бедро шина Крамера накладывается аналогично. Только увеличивается размер изделий.

Шина Дитерихса состоит из нескольких частей: внутреннего и внешнего костыля, подставки под стопу. Фиксатор имеет дополнительные элементы: закрутки и ремешки. Длину костылей можно регулировать.

Алгоритм наложения шины Дитерихса при переломе голени:

  1. Разрезать одежду и освободить конечность от одежды. Осмотрите и убедитесь, что есть перелом.
  2. Возьмите подставку для стопы и зафиксируйте ее с помощью ремешков.
  3. Длинный костыль приложите ко внешней стороне конечности так, чтобы верхняя часть планки упиралась в подмышечную впадину. Нижнюю часть костыля пропустите через проволочную рамку подставки для стопы. Подгоните размер длинного костыля под рост пациента. Сделайте так, чтобы нижний конец выступал за стопу на 7–10 см.
  4. Верхний конец длинной планки закрепите к груди с помощью ремешков или эластичного бинта.
  5. Малую планку установите на внутреннюю поверхность голени. Нижний ее конец пропустите через ту же проволочную рамку. На нижнем конце малого костыля есть двигающаяся часть – ее нужно прикрепить к подошвенной подставке.alt
  6. Верхний конец малой планки закрепите к параллельному костылю ремешками. Это должно быть на уровне верхней трети бедренной кости.
  7. После закрепления основных частей убедитесь, что все ремешки прикреплены к соответствующим частям.
  8. Для дополнительной иммобилизации при переломе голени можно зафиксировать коленный сустав эластичным бинтом .
  9. Пациент готов к транспортировке.

Основные правила наложения транспортной шины при переломе костей голени

Алгоритм наложения импровизированной шины при переломе голени, бедра:

  1. Найдите один или несколько продолговатых и твердых предмета, подходящих по размеру нижним конечностям. Это может быть доска, арматура, палки и прочные ветки, длинная ножка стула, шланг от пылесоса.
  2. Приложите предметы так, чтобы конечность была вытянутой и сохраняла физиологическое положение.
  3. Найдите эластичный бинт и обвяжите конечность. Первые несколько туров сделайте на стопе, затем постепенно переходите в сторону коленного сустава. Там же снова сделайте 3–4 тура и закрепите бинт.
  4. Если нет бинта – используйте одежду.
  5. Если нет подходящих предметов – больную конечность можно прикрепить к здоровой ноге.

В видео иллюстрируется процесс накладывания шины Дитерихса.

Заключение

  1. Чем раньше вы наложите фиксатор, тем вероятней успех транспортировки. Быстрая иммобилизация убережет ногу от дополнительных травм и укоротит время восстановления.
  2. Шина используется как инструмент предотвращения и лечения травм конечностей. Главная ее задача – сохранить положение ноги и зафиксировать ее так, чтобы избежать осложнений.
  3. При оказании первой помощи при переломах используют наложение импровизированной шины, шины Крамера и Дитерихса.
  4. Всегда выполняйте наложение с помощником, фиксируйте несколько суставов, оставляйте ногу прямой и не накладывайте фиксатор прямо на кожу: между шиной и ногой должна быть мягкая ткань.


Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.