Дизартрия у детей что это

Почему возникает?

Иннервация речедвигательных нервов обычно происходит по причине более серьезных «сбоев» в работе центральной нервной системы. В 70-80% случаев это нарушение речи сопровождает такую патологию, как детский церебральный паралич. У ДЦП и нарушения способности произносить четко звуки речи есть общие причины, общие истоки и предпосылки. Работа центральной нервной системы нарушается еще внутриутробно, либо в родах, либо в первые часы-дни после рождения. Поражения головного мозга обычно органические, связанные с родовыми травмами, гипоксией плода.

Специалисты усматривают тесную связь между характером протекания беременности у мамы и возможным развитием дизартрии у ребенка. Так, у женщин, страдавших в период ожидания малыша сильным токсикозом, у тех, у кого обнаружилась гипоксия плода, резус-конфликт мамы и ребенка, вероятность речевых нарушений у чада выше. Органические поражения мозга может вызвать и острая гипоксия во время родов, и развитие тяжелой степени ядерной желтухи после рождения, и рождение ребенка раньше срока – у недоношенных в зависимости от срока, на котором они появились, поражения ЦНС – явление распространенное.

Все сказанное выше не означает, что патология не способна развиться у мальчиков и девочек, родившихся здоровыми и не отягощенных диагнозами типа ДЦП. И в возрасте 2 лет, и в 4 года, и в 5 лет и в любом другом возрасте у детей может произойти иннервация речевого аппарата в качестве осложнения после перенесенного тяжелого энцефалита, менингита, гнойного отита среднего уха.

Описание патологии, отличие стертого вида

Заболевание свойственно для дошкольников. Проводились исследования в специальных логопедических группах дошкольных учреждений, где выявлен дизартрический компонент у 50% детей с ОНР (общим недоразвитием речи) и 35% с ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие). Изучением болезни занимались многие логопеды-дефектологи: Л. В. Лопатина, Е. М. Мастюкова, О. В. Правдина, Р. И. Мартынова, Е. Ф. Соботович. Термин «стертая дизартрия» был изменен в послесоветское время на МДР (минимальное дизартрическое расстройство).

Органы артикуляционного аппарата оснащены нервными волокнами, клетками, передающими или принимающими сенсорные импульсы, за счет чего происходит правильное произношение звука. При дизартрии иннервация ослаблена, недостаточна для четкого говорения. Патология имеет несколько видов, отличающихся по степени тяжести, вовлеченности органов речевого аппарата.

Вид дизартрии Основные отличия
Стертая Нарушено движение артикуляционных органов, недоразвита мелкая и общая речевая моторика, дефекты произношения нечетки, имеют стертую форму.
Выраженная Нарушения проявляются в произношении, построении, осмыслении речи. Изменен голос, тембр, ритм, интонационная выразительность отсутствует. Трудно понять, о чем говорит малыш.
Анартрия Происходит паралич речевых органов: языка, гортани, губ, глотки, что сказывается на возможности говорения. Ребенку трудно произнести звук. Редко отмечается нарушение глотания.

В зависимости от локализации поражения, выделяют несколько форм патологии:

  • Псевдобульбарная. Нарушается из-за врожденных или перенесенных в детстве инфекционных поражений головного мозга. Заметить патологию можно с грудного возраста: малыш плохо берет соску, не может сосать грудное молоко, амимия лица, нарушено глотание, повышено слюноотделение. В дошкольном и школьном возрасте псевдобульбарная форма характеризуется нарушением речевого дыхания, непроизвольными движениями, неровностью голоса, монотонной речью, язык напряжен, отодвинут кзади. Выделяют легкую, среднюю и тяжелую форму.
  • Корковая. Нарушена моторика артикуляционного аппарата. Детям трудно переключиться с одного звука на другой. При отдельном произношении речь четкая, в потоке возникают замены, трудности в сочетании согласных. Схожа патология с дислалией.
  • Мозжечковая. Наблюдается у малышей нечасто, характеризуется отрывистыми звуками, скандированием (выкриком) отдельных звуков.
  • Подкорковая. Характерны гиперкинезы (непроизвольность движений мышечной мускулатуры лица, речевого аппарата), нарушение мышечного тонуса.  Связана с поражением подкорковых узлов головного мозга. У детей с подкорковой дизартрией развито говорение, малыш может играть, произносить слова, предложения. Внезапно в результате артикуляционного спазма малыш замолкает, не может ничего сказать. Язык становится напряженным, при попытках говорить прорываются гортанные звуки.
  • Бульбарная. Название связано с очагом болезни − продолговатым мозгом, имеющим луковичный вид (bulbus − луковица). Причина в травматическом, опухолевом или воспалительном процессе. В результате у человека повреждается несколько нервов, отвечающих за говорение: подъязычного, блуждающего, языкоглоточного, реже − лицевого, тройничного. Отличительным признаком является затрудненное глотание жидкой, пережевывание твердой пищи, паралич мышц.

Виды и степени

Поскольку при дизартрии нарушена работа тех или иных нервных окончаний, координирующих деятельность речевых мышц с головным мозгом, то в зависимости от расположения очага иннервации выделяют несколько видов патологии:

  • бульбарная форма – возникает при разрушении ядер черепно-мозговых нервов, нарушается структура нервов языкоглоточного нерва, подъязычного, блуждающего нерва, а иногда и тройничного;
  • ложная бульбарная форма (псевдобульбарная) – ядра нервов целые, но поражены проводящие пути между корковым слоем и ядерным;
  • подкорковая форма – ее также называют экстрапирамидной, при такой патологии речь нарушается из-за поражения подкорковых ядер;
  • мозжечковая форма – название говорит само за себя: поражение сосредоточено в мозжечке;
  • корковая форма – нарушение речи происходит на фоне нескольких очагов поражения коры мозга.

В нарушении всегда прослеживается определенный синдром: либо мышцы чрезмерно напряжены, либо патологически расслаблены, поэтому специалисты выделяют спастические, ригидные, гиперкинетические, атактические варианты патологии.

В логопедии существуют степени выраженности такого нарушения речи.

  • Первая степень (она же легкая, она же стертая дизартрия). Внешне практически не проявляется, и обратить внимание на неполадки в речевой артикуляционной моторике у детей может только специалист и только во время специального обследования.
  • Вторая степень. Речь вполне понятна, и у детей не возникает серьезных проблем с коммуникациями, но окружающие замечают некоторые отклонения, нарушения звукопроизношения.
  • Третья степень. Что именно говорит ребенок, могут понять только его близкие и родные, которые проводят с ним много времени и знают, что именно чадо имеет в виду. Иногда часть речи бывает доступной для понимания и людям совершенно чужим.
  • Четвертая степень (она же тяжелая). Отсутствие речи вообще или полная ее неразборчивость, при которой даже близкие затрудняются пояснить, что сказал ребенок и что он имел в виду.

Различают несколько степеней дизартрии:

  • 1 степень (наиболее легкая форма). Родителям и окружающим, как правило, патология незаметна, и выявляется только на приеме у специалиста. Даже если родители что-то и заподозрят, они надеются, что эти временные недостатки речи вскоре пройдут. Во многих случаях так и происходит, однако если ситуация не улучшается, ребенка нужно показать специалисту.
  • 2 степень. Речь ребенка понимают все, но речевые дефекты при этом сильно заметны.
  • 3 степень. Речь ребенка понимают только родители и другие родственники, которые постоянно с ним общаются. Окружающие понимают ребенка с большим трудом.
  • 4 степень. Речь ребенка непонятна или воспринимается с трудом близкими людьми.

3 и 4 степени довольно очевидны, чтобы с этой проблемой отвести ребенка к специалисту. А вот легкие формы дизартрии зачастую остаются без внимания родителей, особенно если по всем остальным показателям ребенок полностью здоров. Между тем, корректировать лучше на ранней стадии, так как в противном случае оно начнет прогрессировать.

Неврологи классифицируют заболевание исходя из локализации поврежденного участка в мозге, выделяют:

  • Бульбарную,
  • псевдобульбарную,
  • корковую,
  • подкорковую (экстрапирамидную),
  • мозжечковую,
  • паркенсоническую,
  • холодовую.

Эта форма заболевания, вызвана поражением ядер, связанных сразу с несколькими нервами (лицевой, подъязычный, тройничный, языкоглоточный, блуждающий) в продолговатом мозге. Это приводит к нарушению активности нескольких групп мышц. Характерный признак проблемы с глотанием, не четкая артикуляция, из-за которой произносимые звуки очень сложно разобрать, отсутствие мимики.

В этом случае дизартрия является следствием поражения коркого-ядерных путей в головном мозге, из-за чего развивается паралич речевых мышц. Этот вид дизартрии может сопровождаться и другими симптомами поражения центральной нервной системы, например самопроизвольный плач или смех. Характерным признаком заболевания является монотонная речь.

Корковая дизартрия

Данный вид дизартрии вызывается поражением зоны коры головного мозга, отвечающей за скоординированную работу артикуляционного аппарата. Характерен паралич речевых мышц. В речи ребенка сохраняется структура слов, но слоги произносятся неправильно.

Этот вид дизартрии связан с поражением подкорковых ядер головного мозга, отвечающих за формирование речи. Проявляется спазмами различных групп мышц, смазанной, плохо различимой речью, складывается впечатление, что ребенок говорит «в нос».

В случае данного вида дизартрии поражения мозжечка приводят к заболеванию. Оно проявляется растянутой речью, с меняющейся тональностью и громкостью.

В данном случае заболевание является одним из симптомов паркинсонизма. Речь ребенка невыразительна, замедлена.

Холодова дизартрия

Проявляется при смене температурного режима, ребенок испытывает речевые затруднения. Этот вид дизартрии является одним из симптомов миастении.

Дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием: лечение в 5-6 лет

У пациента с бульбарной дизартрией может проявляться речевая и неречевая симптоматика. Чтобы вовремя выявить патологию и начать эффективное лечение, нужно точно знать, как она проявляется. Симптомы могут быть разными.

Речевые признаки дизартрии:

  • Речь ребенка неожиданно становится невнятной, даже родители не могут понять, что он говорит. Создается впечатление, что у малыша полный рот каши, и она мешает ему четко произносить звуки.
  • Нарушается артикуляция губ и языка.
  • Голосовые связки становятся менее подвижными, поэтому голос больного становится все тише.
  • Ребенок говорит «через нос», голос становится глухим, в речи отсутствуют звонкие звуки.

Неречевые признаки бульбарной дизартрии:

  • Дыхание становится поверхностным и аритмичным.
  • Мышцы лица малоподвижны.
  • Непроизвольное слюноотделение.
  • Паралич или парез мышц туловища, рук и ног. Ребенок не может нормально передвигаться, неправильно воспринимает пространство.
  • Ребенок не может сфокусировать взгляд на предмете из-за нарушений в работе глазодвигательных мышц.
  • Эмоционально-волевые расстройства.

Дизартрия у детей что это

В медицине псевдобульбарная дизартрия условно подразделяется на три стадии:

  1. Легкая стадия проявляется незначительными нарушениями. Наблюдается небольшая смазанность произношения (особенно шипящих и рычащих звуков). Слух не нарушается. При написании слов некоторые буквы могут меняться местами.
  2. Средняя стадия заболевания встречается наиболее часто. Для неё характерным есть практически полное отсутствие движений мимических. Затрудняется пережевывание пищи в результате того, что язык плохо передвигается. Проблемным также есть и глотание. Разговор таких пациентов невнятный, при произношении слов могут пропускаться по несколько звуков, наблюдается разговор «в нос». При написании слов могут пропускаться даже гласные буквы.
  3. Тяжёлая стадия – анартрия. У пациента наблюдается полное отсутствие мимики в результате неподвижности мышц речевого аппарата. Нижняя челюсть постоянно отвисает, а язык всё время обездвижен. Речь у таких людей полностью отсутствует, лишь иногда могут вырываться нечленораздельные звуки. Данная степень сопровождается нарушением умственных способностей.

В 70% случаев бульбарная дизартрия развивается на фоне врожденного детского церебрального паралича. Головной мозг малыша поражается еще в процессе внутриутробного формирования или в младенческом возрасте (до 1,5-2 лет).

Реже дизартрия развивается, как серьезное осложнение после перенесенного инфекционного заболевания ЦНС – энцефалита, менингита. К провоцирующим факторам дополнительно можно отнести травмы головы, гнойный отит, сотрясение мозга.

В связи с многочисленными исследованиями и изучением динамики развития неврологических состояний ребенка в постнатальном периоде, специалисты утверждают, что дизартрия у детей носит смешанный специфический характер, поскольку поражения характеризуются локализацией в разных отделах головного мозга.

Выделяют следующие чаще всего встречаемые формы дизартрии у детей:

  1. Спастико-паретическая форма имеет все признаки псевдобульбарной дизартрии у взрослых. Основные симптомы: нарушена фонетическая речь; слабый артикуляционный аппарат; сложность воспроизведения произвольных движений; высокий тонус мышц речевого аппарата; наличие насильственных движений; постоянный устойчивый тремор, ребенок не в состоянии произвольно открыть рот. Развитие данной формы нарушения характеризуется поздним появлением гуления, лепета и звукопроизношения. На поздних этапах развития речь остается невнятной, пассивной, монотонной. Прежде чем осуществить артикуляционное движение, резко повышается тонус мышц, приводящий к спазму – язык оттягивается назад и сворачивается комом.
  2. Гиперкинетическая форма нарушения характеризуется скачкообразным и неустойчивым мышечным тонусом артикулярного аппарата, в результате чего проявляется в виде дизартрии и дискинезии. Наблюдаются подкорковые поражения, в результате происходит расстройство речевого дыхания, а также проявление неустойчивости речевых звуков. Данная форма дизартрии поддается коррекции.
  3. Атонично-астатическая форма наблюдается чаще всего при ДЦП. Симптоматика характеризуется смешанными признаками: нарушение речевого аппарата – тонкий острый язык, вяло располагающийся на дне ротовой полости, язык малоподвижен; наблюдается провисание неба и потеря чувствительности обеих щек; речь толчкообразная, то ускоряется, то замедляется. Имеет место беспричинное изменение модуляций голоса, речь носит скандированный характер, рубленая и сопровождается выкриками. У детей с этим видом дизартрии отмечаются нарушения произношения звуков от простых до сложных. Обучение и коррекция протекает сложно, поскольку у таких детей отсутствует критичность ситуации.

Прежде чем осуществить постановку такого диагноза как дизартрия речи, специалисты ориентируются, прежде всего, на показатели, свидетельствующие об определенном уровне развития двигательных навыков ребенка, его функциональных особенностях психики и речевого аппарата.

Охват и учет выше перечисленных показателей позволяет специалистам адекватно оценить общую клиническую картину и выявить расстройства и отклонения в центральной нервной системе ребенка.

В период от новорожденности с переходом к младенчеству выделяют три основных этапа развития психомоторной деятельности:

  1. Первый этап охватывает возрастной период от первых дней жизни до полугода. Характеризуется как таламопаллидарный этап. Ребенку на данном этапе свойственны беспорядочные движения с повышенным тонусом: руки напряжены, кисти сжаты в кулачки; ноги согнуты в коленях, наблюдается шаговый рефлекс; хватательный рефлекс. Все эти непроизвольные движения находятся пол контролем спинного мозга. Ближе к 6 месяцам у ребенка постепенно рефлексы исчезают, на смену которым появляются двигательные функции произвольного характера. Если непроизвольные движения сохраняются более полугода, специалисты диагностируют двигательное расстройство центрального характера.
  2. Второй этап охватывает возрастной диапазон ребенка от полугода до 11 месяцев. Этот этап называется стриопаллидирный. На данном этапе у ребенка заметно нормализуются активные движения, ребенок держит в руках игрушку, самостоятельно сидит, различает звуки, распознает своих и чужих. Основной признак того, что развитие соответствует возрастным особенностям – лепет. Так, у ребенка начинает формироваться артикуляционный аппарат, а вместе с ним и произношение гласных и некоторых переднеязычных звуков. Ребенок различает речь, начинает понимать смысл слов, характеризующие предметы и эмоции.
  3. Третий этап охватывает возраст от года до трех лет. На данном этапе происходит развитие корковых и подкорковых структур. Ребенок совершает тонкие движения рук, ползает, затем начинает ходить. Различает интонацию, а к году накапливаются слова, несущие смысловую и эмоционально-положительную нагрузку. У ребенка формируется собственная речь, а благодаря слуховым обратным афферентным связям у ребенка начинается формироваться фонетика родного языка. Если речевой аппарат у ребенка развивается в пределах нормы, то речевое дыхание будет характеризоваться как плавное, размеренное, без проявлений пауз. На данном этапе при правильном развитии вышележащие отделы мозга начинают подчинять нижележащие структуры мозга.

Общепринятые сведения о поэтапном формировании ЦНС и ВПФ ребенка позволяют специалистам своевременно выявить нарушения речевого развития.

Плач ребенка с органическими поражениями ЦНС и мозга качественно отличаются от плача здорового ребенка, и сопровождается следующими признаками:

  • слабостью;
  • непродолжительностью;
  • равномерностью, без интонирования и звонкости;
  • без выраженной причины;
  • внезапностью.

К симптомам дизартрии можно отнести такие признаки, проявляющиеся в процессе кормления грудью:

  • вялое сосание;
  • неполный захват соска;
  • молоко вытекает из полости рта;
  • молоко вытекает из пазух носа;
  • захлебывание.

Также дизартрия у детей младшего возраста имеет следующие симптомы:

  1. Признаки гуления проявляются на поздних сроках, вокализация и лепет характеризуются ограниченным репертуаром.
  2. Сроки всех речевых этапов запаздывают в сравнении с нормой на 3-4 месяца. Как только речь начинает проявляться, слова произносятся невнятно, смазано, нечленораздельно.
  3. Словарный запас на фоне детей с развитием в норме весьма обедненный.
  4. Звукопроизношение и фонетическая часть речи недостаточно дифференцированы. Голос тихий, хриплый, сиплый, интонация ровная, ритм волнообразный. Такие факторы связаны с задержкой и нарушением дыхательной функции, в результате кислородной недостаточности, а также при родовой травме.
  5. Фразовая речь задерживается в развитии, наблюдается несформированность лексической части речи.
  6. Речевой аппарат нередко характеризуется слабостью или твердостью неба, укороченностью уздечки.

При обнаружении родителями у ребенка более чем двух вышеперечисленных признаков необходимо обратиться к специалистам.

Дизартрией называют нарушения речи, вызванные различными заболеваниями нервной системы. Такие явления возникают из-за особенностей работы речевого аппарата, связанной с дефектами иннервации.

При дизартрии органы речи недостаточно подвижны.

Слабое развитие речевого аппарата приводит не только к неправильному произношению, но и к общей неразвитости речи, которая затрудняет обучение чтению и письму.

Дизартрию нельзя считать самостоятельной болезнью. Это симптом, сопровождающий различные заболевания. Дизартрия вызывается нарушением мозгового кровообращения, нейроинфекциями, демиелинизирующими заболеваниями.

У ребенка дизартрия часто бывает следствием перинатальных факторов, детского церебрального паралича. Нередко причинами возникновения дизартрии у детей до года являются:

  • болезни матери;
  • токсикоз при беременности;
  • родовые травмы;
  • кислородная недостаточность (гипоксия) плода;
  • несовпадение резус-факторов;
  • тяжелые роды, сопровождающиеся патологией, в том числе стремительные или затяжные;
  • асфиксия младенца;
  • преждевременные роды.

Классификация дизартрии по степени тяжести

Состояние, при котором у ребенка в результате какого-либо поражения нервной системы нарушается произношение слов, называется дизартрией (dysarthria). Во время болезни часто страдает иннервация мягкого неба, губ, языка. Отличительная черта патологии – нарушение не только отдельных звуков, но и всей речи в целом. При развитии заболевания малыш трудно обучается письму и чтению.

Данное нарушение возникает у детей из-за поражения заднелобных и подкорковых отделов мозга. У маленьких пациентов наблюдается ограниченность подвижности органов воспроизведения, усложняется артикуляция. Дизартрия нередко становится причиной нарушения письма, чтения, а в некоторых случаях патология провоцирует общее недоразвитие речи у ребенка.

Наблюдается смазанность и нечеткость в произношении звуков, голос проявляется сначала в крайне слабой степени воспроизведения, а затем в очень резкой.

Патологический процесс даже в тяжелой форме часто проявляется у детей при сохраненном интеллекте, тогда как легкая степень заболевания может привести к нарушению интеллектуального развития у малыша.

В клинической практике дети с дизартрией определены в разные группы, в которых учитывается степень выраженности и тяжесть симптоматических проявлений. Клинико-психологическая характеристика болезни основывается на разделении пациентов:

  • дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием;
  • dysarthria при гидроцефалии;
  • болезнь, проявляющаяся при олигофрении;
  • патологический процесс, возникший при детском церебральном параличе (ДЦП);
  • патология, резвившаяся из-за задержки психического развития (ЗПР);
  • dysarthria при минимальной форме мозговой дисфункции (ММД).

Медики в качестве основного фактора, провоцирующего дизартрию, считают поражение мозга. Также причиной патологического процесса становится перенесенное женщиной в период беременности какое-либо инфекционное заболевание или тяжелая форма токсикоза. Помимо этого, в качестве возможного фактора развития заболевания у ребенка учитывается перенесенные вирусные болезни, поражающие оболочки мозга.

Основные причины дизартрии:

  • гестоз;
  • резус конфликт;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • недоношенность;
  • родовая травма;
  • асфиксия при рождении;
  • стремительные или затяжные роды;
  • гидроцефалия;
  • гнойный отит;
  • менингит, менингоэнцефалит;
  • опухоли головного мозга;
  • черепно-мозговая травма;
  • гнойный средний отит;
  • ядерная желтуха новорожденных;
  • сильное отравление.

Выраженность патологии у детей зависит от характера и тяжести поражения центральной нервной системы. Условно различают три степени развития дизартрии:

  • Легкая (стертая). Характеризуется незначительными дефектами речи и малой неречевой симптоматикой. Чаще развивается стертая дизартрия у детей дошкольного возраста. Логопеды-практики иногда используют термины «дизартрический компонент» или «минимальные дизартрические расстройства». При легкой степени заболевания общая разборчивость речи не нарушена, но присутствует нечеткое или смазанное произношение свистящих, сонорных и/или шипящих звуков.
  • Средняя. При умеренно выраженной дизартрии нарушена общая разборчивость речи, она становится малопонятной для окружающих. Отмечаются многочисленные искажения почти во всех фонетических группах. Ярко выражено нарушение тонуса лицевой, губной, язычной мускулатуры. Удержание языка в определенном положении представляет значительные трудности.
  • Тяжелая (анартрия). В результате паралича речедвигательных мышц развивается полное отсутствие звукопроизношения. У большинства детей проявляются расстройства дыхательного, фонаторного, артикуляционного отдела. Помимо патологии речевой деятельности, формируется динамический артикуляционный праксис. Нарушения обусловлены ярко выраженными речедвигательными синдромами.

В медицинской практике артикулярных патологий дизартрия подразделяется на виды по проявлению симптоматики и расположению патологических дисфункций. Врачи выделяют следующие формы дизартрии:

  • Бульбарная. Процесс обуславливается комплексным нарушением в речедвигательном анализаторе. Развиваются мышечные парезы, параличи языка, глотки гортани, нижней челюсти, тканей неба. Нарушаются глотательные функции, при вдохе нет свободного прохода воздуха, что приводит к гнусавости голоса и другим осложнениям.
  • Псевдобульбарная. Вызывается сложным неврологическим генезом. Псевдобульбарная дизартрия у детей провоцирует поражение структур мозга, отвечающих за черепные нервы, мышечную динамику. Развиваются процессы, полностью блокирующие или сильно ограничивающие подвижность мышц и артикуляцию.
  • Корковая. Развивается вследствие очагового поражения ЦНС в зоне корковых структур мозга. Эта форма дизартрии отображает ряд расстройств речевой моторики: инертная артикуляция, пропуск слогов, замещение твердых звуков на мягкие и прочие.
  • Подкорковая. Патологический процесс затрагивает ядерные центры серого вещества, провоцируя дисфункции мозговой системы. Патология проявляется нарушением мышечного напряжения, уменьшением силы сокращений мышц и регуляции последовательности движений. Болезнь сопровождается нечленораздельным произношением.
  • Мозжечковая. Заболевание обусловлено патологиями, поражающими отростки нейронов (нервы), заднюю мозговую зону (мозжечок), лобно-мозжечковые пути. Проявляется ослаблением в мышцах языка, мышечных складках губ, вызывая ограничение подвижности.

Поскольку дизартрия – это заболевание приобретенное, либо внутриутробно, либо в самом начале жизни, то его симптомы заметны очень рано. Сразу после рождения родители могут отмечать слабость крика младенца, нарушение глотания и сосания.

Ребенок постоянно давится молоком, мимика невыразительная, на лице не отражается вся гамма эмоций и чувств. Младенец начинает ползать позже сверстников, речь тоже развивается с отставанием.

Родителям следует с первых дней жизни младенца обращать внимание на тревожные признаки поведения малыша, чтобы вовремя обнаружить и своевременно начать лечение дизартрии. Среди них:

  • затрудненное дыхание;
  • нарушенный тембр голоса;
  • речь с постоянно меняющейся громкостью и тональностью;
  • паралич жевательных мышц;
  • постоянно наклонена голова;
  • повышенное слюноотделение;
  • повышение тонуса лицевых мышц;
  • невнятная речь;
  • тремор;
  • гиперкинез;
  • координация движений;
  • смягчение звуков;
  • неверное произношение звуков;
  • замена слогов;
  • растянутость речи.

Обследование и дальнейшее лечение детей с дизартрией осуществляется логопедом и неврологом. Важное диагностическое значение имеет логопедическая оценка речи, включающая изучение речевых и неречевых нарушений у маленького пациента.

Эта диагностика предусматривает обследование строения артикуляционного аппарата, состояния речевой и мимической мускулатуры, объема артикуляционных движений, характера дыхания.

На основании этих данных разграничивается дизартрия, моторная алалия, моторная афазия и дислалия.

Немаловажное значение при постановке диагноза имеют данные электрофизиологических исследований:

  • МРТ головного мозга, показывающая наличие болезней неврологического происхождения;
  • электроэнцефалография (ЭЭГ), изучающая закономерность электрической активности мозга;
  • транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) – метод, помогающий при помощи магнитных импульсов неинвазивно стимулировать кору головного мозга;
  • электромиография (ЭМГ), исследующая биоэлектрические потенциалы мышц;
  • электронейрография (ЭНГ), позволяющая оценить состояние периферической нервной системы.

Терапия dysarthria подразумевает комплексный подход. Ребенок, независимо от возраста, нуждается в лечении, включающем прием медикаментов, занятия дыхательной гимнастикой, логопедическую коррекцию, массаж. К необязательным лечебным мероприятиям относят рефлексотерапию и физиопроцедуры, которые дают отличные результаты, если сочетаются с основной терапией.

Для устранения дефектов речи используется комплексная терапия медикаментами.

Дизартрия у детей что это

Поскольку дизартрия нередко возникает на фоне других патологий нервной системы, лекарственные средства подбирает невропатолог или психоневролог с учетом всех диагнозов.

Детям чаще назначают ноотропы – препараты, влияющие на функции мозга, улучшающие память, умственную деятельность. Самые популярные лекарственные средства этой группы: Кортексин, Пантокальцин, Энцефабол. В комплексном лечении применяются и другие группы лекарств:

  • Сосудистые (Циннаризин, Глиатилин, Инстенон). Препараты улучшают мозговое, сердечное, периферическое кровообращение, оказывают диуретическое и бронхолитическое воздействие.
  • Седативные (Персен, Тенотен, Ново-пассит). Лекарственные средства обладают противотревожным, успокаивающим эффектом. Улучшают настроение, снимают раздражительность, беспокойство ребенка.
  • Метаболические (Актовегин, Церебролизат). Психостимуляторы, повышающие устойчивость тканей мозга к кислородному голоданию, недостатку глюкозы. Психостимуляторы активизируют обмен веществ, на клеточном уровне повышают энергетические ресурсы организма.

Более подробное описание нескольких популярных медикаментов, используемых во время лечения детской дизартрии:

  • Кавинтон. Улучшает метаболизм и кровообращение в головном мозге. Сосудорасширяющее действие препарата связано с релаксирующим влиянием на гладкие мышцы. Детям при дизартрии дозировку назначает врач в индивидуальном порядке. Средняя продолжительность приема лекарства – 2 недели. Противопоказан препарат при тяжелых сердечных поражениях, выраженных нарушениях работы сердца, индивидуальной непереносимости организма.
  • Стугерон. Блокатор кальциевых каналов с влиянием на сосуды мозга. Обладает сосудорасширяющим действием, снижает тонус симпатической нервной системы, повышается устойчивость мышц к гипоксии. Назначают по 25 мг 1-2 табл./сутки. Курс лечения – от нескольких недель до года. Не прописывают, если компоненты препарата являются аллергеном.
  • Финлепсин. Противосудорожный препарат, оказывающий антидепрессивное, антипсихотическое, антидиуретическое действие. Применяют для купирования судорог скелетной мускулатуры, при психических расстройствах. Детская дозировка зависит от возраста. Средняя доза – 100-200 мг/сутки. Длительность курса определяется лечащим врачом. Не назначают препарат при анемии, лейкопении, повышенной чувствительности к трициклическим антидепрессантам.

Лечение

Дизартрия у детей требует комплексного лечения (медикаментозное, логопедическое, вспомогательные методы).

Медикаментозное лечение состоит в терапии неврологического заболевания приведшего к дизартрии, приеме ноотропов (энцифобал, церепро, фенибут и другие). Эти препараты улучшают работу мозга, память, умственную и познавательную деятельность ребенка.

Работа с логопедом

Занятия с логопедом очень важны при лечении дизартрии у детей. Специалист составляет индивидуальную речевую карту, на основе которой строится план индивидуальных или групповых занятий. В ходе логопедической терапии внимание уделяется развитию артикуляции (специальная гимнастика, логопедический массаж), мелкой моторике (пальчиковые игры), речевого дыхания (специальная гимнастика), правильному произношению. Занятия проходят в игровой форме.

Для лечения дизартрии у детей широко применяется ЛФК, специальный и точечный массажи, лечебные ванны, иглоукалывание, физиотерапевтические процедуры, песочная и изотерапия, дельфинотерапия.

Лечение дома

Важно, что результат может быть достигнут и закреплен при условии домашней работы родителей с ребенком.

Родители должны поддерживать ребенка, мягко поясняя, что развивать речь нужно и что он обязательно достигнет результата.

Специалисты рекомендуют следующие упражнения, помогающие в домашних условиях бороться с дизартрией у детей:

  • массаж языка. Необходимо высовывать язык изо рта, облизывать губы, поворачивать язык в разные стороны,
  • гимнастика для нижней челюсти. Открывая и закрывая рот прищелкнуть зубами, ребенок должен зажать между зубами тканевую повязку, а взрослый должен попытаться вытянуть ее,
  • упражнения для щек и губ. Надувать и втягивать поочередно щеки, надувать губы, создавать вибрацию губами,
  • упражнения на развитие речевого дыхания, специальная дыхательная гимнастика,
  • упражнения для звукопроизношения. Специальные скороговорки и стишки.

Важно, чтобы родители понимали опасность самолечения и необходимость регулярного наблюдения у детского невролога, психолога и логопеда.

Родители, столкнувшиеся с проблемой дизартрии у детей, не должны отчаиваться своевременно начатое лечение помогает если не полностью восстановить речь, то добиться существенных результатов. Внимание и забота, помощь ребенку с принятием его особенностей залог успешной терапии.

В связи с тем, что заболевание дизартрия — не самостоятельное и может наблюдаться при различных проявлениях расстройств нервной системы, содержание и очередность всех лечебных мер будут установлены после постановки врачом клинического диагноза, учитывая возраст и состояние ребенка. Лечение дизартрии у детей проводится комплексно.

Лекарственные препараты назначает врач психоневролог. Как таковых лекарственных препаратов от заболевания не существует. Врачом назначаются лекарства, которые лишь убирают симптоматику болезни и облегчают общее состояние больного.

Более подробную информацию вы можете получить

по телефону

(звонок по РОССИИ бесплатный)

Микротоковую рефлексотерапию для лечения дизартрии проводят только в подразделениях «Реацентра» в городах: Самара, Казань, Волгоград, Оренбург, Тольятти, Саратов, Ульяновск, Набережные Челны, Ижевск, Уфа, Астрахань, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Кемерово, Калининград, Барнаул, Челябинск, Алматы, Ташкент.

НАШИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Выберите город:

Лечение назначают совместно невролог и логопед. Первый может рекомендовать медикаменты и физпроцедуры для восстановления функций нервной системы. Восстановить их полностью возможно только в случае легкой дизартрии, при органических поражениях мозга доступна лишь частичная коррекция нарушения.

Посещать логопеда придется часто и регулярно. Он даст рекомендации родителям для занятий с ребенком в домашних условиях, а также будет проводить занятия с малышом самостоятельно.

Ребенку обязательно должен проводиться точечный массаж, ЛФК, не исключено назначение лечебных ванн, иглоукалывания. Хорошие результаты в качестве базового фона для коррекции показывают такие альтернативные терапевтические методы, как дельфинотерапия, ипотерапия, арттерапия, особенно те ее разделы, которые подразумевают развитие мелкой моторики – занятия с песком, лепка, квилинг.

Пальчиковая гимнастика поможет лечить нарушение речи в большей степени, чем может показаться на первый взгляд – чем лучше ребенок с нормальным психофизическим развитием владеет своими пальчиками, тем лучше развиваются мышцы его речевого аппарата.

Логопед научит родителей проводить логопедический массаж и делать вместе с малышом артикуляционную гимнастику, особое внимание придется уделить развитию речевого дыхания. Будут даны разные комплексы для младшего или среднего возраста по технологии коррекции звукопроизношения.

Процесс лечения очень длительный, кропотливый, требующий от родителей терпения, исполнительности и обязательности. Прогнозы будут зависеть не только от изначальной степени патологии, но и от того, насколько мамы и папы сумеют быть последовательным и трудолюбивыми в коррекции дизартрии. Добиться благоприятных результатов можно только тогда, когда коррекция началась рано. При запущенной дизартрии прогнозы значительно хуже. Многое зависит в прогнозировании и от того, каково основное заболевание.

Исправить речь почти полностью можно только в случае скрытой дизартрии, и то при условии, что родители будут старательными. Такие дети смогут без проблем учиться в общеобразовательной школе. В остальных случаях возможно не полное выздоровление, а лишь улучшение речевых навыков и функций. Для лучшей адаптации в обществе таким детям рекомендовано посещать специализированные детские сады и общеобразовательные учреждения для учеников и воспитанников с нарушениями речи. Также рекомендуется систематическое посещение логопеда, невролога, психоневролога.

Лечение требует комплексного подхода, так как монотерапия (приём одного медикамента) ничего не даст. Основные цели терапевтических мероприятий — коррекция речи, нормализация речевого дыхания и устранение нарушений голоса. Для этих целей назначаются лекарственные препараты, лечебная физкультура (ЛФК), логопедические занятия.

Лекарственные препараты подбираются врачом в зависимости от вида патологии. Чаще всего назначаются следующие фармакологические группы:

  • Ноотропы — препараты, предназначенные для повышения умственных способностей и улучшение памяти. К таким лекарствам относится «Энцефабол», «Пантокальцин», «Пикамилон»;
  • Седативные (успокаивающие) — медикаменты, снимающие нервное перенапряжение, обладающие противотревожным воздействием. Наиболее популярные — «Персен» и «Ново-пассит»;
  • Блокаторы кальциевых каналов — нормализуют мозговое кровообращение, работу сосудистой системы, снижают риск развития кислородного голодания клеток головного мозга. Результативными препаратами считаются «Циннаризин», «Глиатилин» и «Инстенон»;
  • Метаболики — коррекция функций дыхательных функций, улучшение обмена веществ, нормализация мозгового кровообращения. Применяются при различных черепно-мозговых травмах, гипоксии и прочих патологических состояниях. Чаще всего назначают — «Церебролизат» или «Актовегин».

Любое назначение делается врачом после проведения диагностики и постановки точного диагноза. Помните — самолечение недопустимо и приводит к отягчающим последствиям.

Занятия с логопедом

Логопедические процедуры благотворно воздействуют на мышцы артикуляционных органов и развивает мелкую моторику. Индивидуальные методики разрабатывает логопед в зависимости от патологического состояния. В комплекс упражнений, как правило, входят:

  • Артикуляционная и пальчиковая гимнастика;
  • Упражнения, развивающие голос (ортофония);
  • Дыхательная гимнастика;
  • Коррекция выразительности речи;
  • Лечение и коррекция нарушений письменной речи;
  • Восстановление читательских способностей.

Лечебная гимнастика

Дизартрия у детей что это

Одна из важных методик при дизартрии любой степени. Упражнения выполняются в домашних условиях на постоянной основе. Это могут быть повороты туловища, наклоны вперёд и прочее. При выполнении любых комплексных упражнений важно правильно дышать. Глубокий вдох делается через рот, а медленный выдох через нос. Гимнастика помогает нормализовать обменные функции, укрепить организм и улучшить мозговое кровообращение.

Массаж

Область массирования Методика
Язык Каждое упражнение выполняется не менее 5—7 раз. Для начала необходимо погладить язык указательным пальцем. Движение — спиралевидное. При этом нужно слегка надавливать, не злоупотребляя силой давления. Второй комплекс упражнений — умеренные пощипывания и поглаживания. Производятся от кончика языка до его середины.
Губы Массаж делается двумя пальцами. Движения — спиралевидные и волнообразные. Сначала аккуратно массируется верхняя губа, затем нижняя и уголки губ. Завершающий этап — поглаживания, лёгкие пощипывания и похлопывания.
Нёбо Сначала производятся поглаживания языком по направлению от клыков до середины нёба. Затем делаются похлопывания в том же направлении. Завершение — поглаживания нёба языком волнообразными движениями.

В период реабилитации назначается физиотерапия, иглоукалывание, принятие лечебных ванн, гирудотерапия (лечение пиявками). Немаловажную роль в лечении дизартрии играют методы нетрадиционной коррекции — дельфинотерапия, изотерапия (лепка из глины, терапия рисунками и прочее), сенсорная терапия. Эффективность лечения зависит от правильности подобранной индивидуальной терапевтической программы.

Можно ли полностью вылечить дизартрию?

Пациентов часто интересует вопрос: можно ли вылечить дизартрию? Первоначальной задачей специалистов является точное установление типа заболевания. Если нарушение связано с поражением речедвигательного анализатора, лечение проводят с использованием медикаментозных средств. Хорошо поддаются лечению псевдобульбарная и мозжечковая формы патологии. Эффективность проводимой терапии частично зависит от времени ее начала и возраста пациента.

Массаж при дизартрии помогает повысить мышечный тонус органов звукообразования. В лечении заболевания чаще используют активизирующий и расслабляющий массаж. Активизирующий используют при вялости артикуляционный структур (парезы, вялые параличи), бульбарной форме патологии. Расслабляющий массаж используют при повышенном мышечном тонусе (спастические параличи), псевдобульбарной дизартрии. Среди используемых приемов:

  1. Разминание скуловых областей
    – большим и указательным пальцами разминают лицо от нижней челюсти к уху, от скуловой области к нижнему веку.
  2. Вибрация лица
    – располагают пальцы рук между скуловой костью и нижней челюстью и выполняют мягкие вибрационные движения.
  3. Разглаживание мышц под глазами
    – от спинки носа к основанию, далее – к скуловым костям, нижним векам и вискам.

Коррекция дизартрии может осуществляться с помощью артикуляционной гимнастики. Разновидностей упражнений для улучшения артикуляции существует множество. Вот некоторые из них:

  1. Язык высовывают вперед и пытаются свернуть трубочкой.
  2. Кончиком языка пытаются провести по верхней границе губы, затем по нижней.
  3. Высунув язык, стараются достать до кончика носа, затем до подбородка.
  4. Широко улыбнуться, чтобы открылось больше зубов.
Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Adblock
detector